Тюнинг своими руками. Реально ли это? 
Приступая к глобальному проекту (я искренне надеюсь, что после просмотра нашей работы, не глобальные проекты здесь никого уже не интересуют) по тюнингу кузова своего автомобиля, да еще и своими руками, перед большинством встает один и тот же вопрос. Смогу ли я? Альтернативные варианты вопросов: Реально ли все сделать самому? Хватит ли сил закончить начатое? Хватит ли денег, знаний и умений?
Предлагаю всем задумавшимся над переделкой своего авто, пройти небольшой тест на «реальность» осуществления задуманного. Основываясь на большом практическом опыте по изготовлению эксклюзивных кузовов автомобилей, я выделил 6 основных вопросов, над которыми стоит задуматься, перед тем как начинать что-то спиливать болгаркой со своего автомобиля. Все вопросы очень простые, но многие почему-то о них совершенно не задумываются. Всех больше интересует то, какие диски поставить на машину, чем вопрос о списке инструментов обязательно необходимых в работе.
1. Место проведение работ. У большинства из Вас наверняка есть гараж, в котором планируется проводить все работы. Пример из практики. Моя последняя работа по изготовлению макета кузова, от начала до конца, проводилась в стандартном металлическом гараже 6х3м. Перечислю проблемы, с которыми пришлось столкнуться. Во-первых, катастрофическая нехватка места. Наш макет кузова по размерам был примерно 4,6х2м. Соответственно по бокам оставалось свободного пространства 0,5м., спереди и сзади по 0,7м. Это очень мало. Макет специально собирали на передвижной площадке, которую перемещали с места на место для облегчения работы. Во-вторых, катастрофическая нехватка места. После того как макет полностью готов, начинается работа по съему матриц, которые нужно где-то складывать. Поясню детальней. Хранить матрицу нужно обязательно в естественном для нее положении. То есть, если это матрица капота, то она не хранится поставленная на ребро в углу гаража, а должна лежать горизонтально. В каком положении деталь установлена на автомобиле, в таком же положении необходимо хранить матрицу. Сборные матрицы (несколько матриц соединяющиеся в одну цельную конструкцию), хранятся исключительно в сборе. В-третьих, катастрофическая нехватка места. После изготовления всех матриц, начинаем изготавливать кузовные детали. Места для проведения этих работ в нашем гараже не оказалось. Придется выставлять макет на улицу, или ломать. В этом есть риск, особенно у начинающих мастеров. Если изделие «приклеится» к матрице, не имея макета, мы не сможем изготовить еще одну матрицу. Вопрос №1 – есть ли у Вас помещение с необходимым запасом свободного места?
2. Инструменты необходимые в работе. Здесь мы поговорим о инструментах, без которых не реально выполнять работы. Список я поделю на две части. Первая часть – это обязательно необходимый минимум. Инструмент первой необходимости, который есть в наличии у большинства людей. Вторая часть – это инструмент, который я рекомендую для комфортной работы. Инструмент позволяющий сэкономить время и силы. Касательно первой части, здесь все просто и очень бюджетно. Перечислим детально весь список: ножницы по металлу; рулетка; угольник; уровень; линейки; канцелярский нож; различные емкости для замешивания; шпатели; насадки для замешивания; шлифовальные бруски; кисти; маркеры и карандаши; сверла, пилочки для электролобзика и наждак; валики для пропитки стеклоткани; емкости для смолы. Из электроинструмента, к числу обязательных, мы отнесем следующий набор: болгарка; электролобзик; дрель; шуруповерт. Большинству из Вас практически не понадобится что-либо докупать, большинство из перечисленных инструментов имеются в домашнем арсенале. По второй части мои рекомендации будут следующие: лазерный уровень (у меня их 4шт., очень помогают выставлять элементы кузова в одной плоскости); лазерный дальномер; профиллер (смотрите отдельную статью про этот уникальный инструмент); шлифовальная машина; компрессор; пульвелизатор. Вопрос №2 – есть ли в наличии весь необходимый инструмент (хотя бы первый список)?   
3. Необходимый бюджет (либо его большая часть). Теперь разберем очень важный для многих людей фактор – денежные вложения. Постараюсь привести примеры с конкретными суммами, чтобы Вы детальней  ориентировались в данном вопросе. Затраты на макетные работы очень сильно колеблются от сложности проекта и от материалов (по материалам советую просмотреть нашу отдельную статью), которые будут использоваться. Если мы говорим о целом кузове, и Вы прислушаетесь моего совета по использованию материалов, то рассчитываем примерно на 100-200у.е. (на «лепные» работы). Изготовление матриц, удовольствие не дешевое. Здесь опять становится вопрос о материалах, которые Вы будете использовать. В среднем, ориентируемся на 50у.е. за одну матрицу. Естественно Вы должны понимать, что матрица бампера и матрица капота не могут стоить одинаково. Зная количество деталей, Вы очень легко просчитаете среднюю стоимость всех Ваших матриц. На изготовление самих изделий затраты увеличатся. Добавляется стоимость креплений, каркасов, ребер жесткости. Если брать в среднем, то считаем по 60-70у.е. за единицу. По затратам есть и хорошие новости. Так как работы проводятся не за один день, смело начинать проект можно с половиной необходимого Вам бюджета. Вопрос №3 – есть ли в наличии необходимая часть денег? 
4. Свободное время. Очень важный пункт, который многие полностью игнорируют. Для примера, разберем «живой» проект. На изготовление последнего макета у меня ушло почти 2 месяца. Это при том условии, что работа велась почти целый день, а не вечерами после работы. Если принять во внимание, что многие будут начинать свой первый проект и опыта нет вообще, я рекомендую рассчитывать на 4-5 месяцев. Эти 4-5 месяцев разбиваем на количество часов, которое Вы сможете уделять проекту каждый день и получаем реальную продолжительность макетных работ. И не льстите себе по поводу того, что Вы после работы каждый день будете 5-6 часов работать в гараже. Кроме макета, немаленькое количество времени понадобится на изготовление матриц и самих изделий. Хотя данные операции выполняются намного быстрее чем макет. Пропорция получается следующая: 80% времени на изготовление макета; 10% времени на матрицы; 10% на изготовление изделий. На основании этих данных можно очень просто и главное точно просчитать затраты времени. Вопрос №4 – готовы ли Вы уделить проекту такое-то количество времени?   
5. Специальные знания. Приступая к проекту большой сложности, рекомендую убедиться в том, что есть необходимый запас «знаний и умений». Давайте перечислим основной список операций, которые необходимо будет выполнять. Макетные работы: самостоятельное изготовление эскизов необходимых деталей; рабочие чертежи всех необходимых видов в нужном масштабе с необходимыми размерами; изготовление каркаса; обшивка каркаса; «лепные» работы; шпатлевание и вышкуривание сложных поверхностей. Изготовление матриц: работа с разделительным составом; нанесение гелькоута (рекомендую статью о самостоятельном изготовлении гелькоута); работа со смолой и стеклотканью. Изготовление изделий (все операции, которые присутствуют при изготовлении матриц и плюс к ним): ребра жесткости; крепления. Добавим к этому навыки работы со всеми инструментами, о которых мы говорили в пункте №2. Вопрос №5 – есть ли у меня необходимый запас знаний?
6. Огромное желание. Самый важный пункт в тесте на готовность к осуществлению серьезного тюнинг-проекта. Я искренне убежден, что он компенсирует не менее 50% всех предыдущих пунктов. Поэтому, если на все предыдущие вопросы Вы ответили неоднозначно и не очень уверенно. Если на 50% сомневаетесь и у Вас маленький гараж, половина необходимого инструмента, половина денег и только теоретические знания, но при этом есть огромное желание – однозначно нужно начинать. Вопрос №6 – присутствует ли у меня огромное желание, которое компенсирует мою неподготовленность по некоторым из перечисленных пунктов?
Так реально ли осилить тюнинг своими руками? Надеюсь, что многие для себя самого однозначно ответят – Да!!!