Изготовление макета -  сравнение материалов, характеристик и цен.
Основа-основ любого тюнинг проекта – это макетные работы. И совсем не важно делаем ли мы новую приборную панель либо бампер, полноценную стеклопластиковую деталь невозможно изготовить без макета. Внимание!!! Мы не учитываем рекомендации «профессионалов», которые пишут статьи о том, что можно просто задуть Ваш бампер монтажной пеной, обклеить его стеклотканью и покрасить. Немножко повторимся – мы говорим о изготовлении полностью новой детали из стеклопластика. По изготовлению макетов написано огромное количество статей, поэтому мы остановимся на  вопросах, которые многими авторами игнорируются:
1. Виды материалов (из чего можно сделать подходящий для съема матрицы макет?);
2. Характеристики (с чем проще работать начинающему тюнеру?);
3. Бюджет (какие материалы обеспечат минимальные затраты на макетные работы?);
4. Время проекта (что позволит максимально сократить время проекта?)   
Материалы для макетных работ
1. Архитектурный пластилин (он же скульптурный пластилин). Профессиональный материал, который имеет всего два плюса и огромное количество минусов (для начинающих мастеров). Положительные стороны работы с данным материалом заключаются в следующем. Во-первых, материал многоразового использования. После того как макетные работы закончены и сняты все матрицы, мы собираем пластилин и используем его в следующем проекте. Во-вторых, поверхность готового макета получается очень высокого качества, что обеспечит качественную рабочую поверхность в матрице. Касательно отрицательных моментов в работе с данным материалом, их гораздо больше. Во-первых, стоимость. Если мы говорим о том, что это Ваш едино-разовый проект по доработке бампера на свой автомобиль, то не имеет никакого смысла тратить на материал сумму, превышающую все остальные затраты. Для примера приведем стоимость архитектурного пластилина – от 5 до 8 у.е. за килограмм материала. Во-вторых, «сложность» материала. Попробуйте вылепить из обычного пластилина маленькую модель Вашего бампера. У 90% людей возникнет сложность даже на этом этапе. И не думайте, что с большими поверхностями работать легче. В-третьих, поверхность материла легко поддается деформации. Очень обидно, когда на готовую к съему матрицы поверхность что-нибудь падает сверху и остается вмятина, которую нужно заново доводить до идеала. Еще больше обидней, когда при съеме матрицы разламывается макет, а матрица не получилась. Это вернет Вас на несколько недель (в лучшем случае) назад. В-четвертых, затраты времени. Шкурить поверхность пластилинового макета естественно нельзя. Всю площадь нужно будет доводить до идеального состояния специальными скребками и шпателями. Без многолетнего опыта работы с этим материалом, процесс может затянуться на неопределенное количество времени (кстати, он может вообще не окончиться). 
2. Монтажная пена. Судя по количеству статей, очень любимый и всеми уважаемый материал. Плюсов в данном материале мной не обнаружено. Поговорим о минусах. Во-первых, цена. Стоимость большого баллона монтажной пены порядка 5-7 у.е. (Вы ведь не верите, что в нем действительно 40л. пены, которой хватает на несколько бамперов и порогов?). Во-вторых, временные затраты. Набрать с помощью пены большой объем детали можно только постепенно. Материал плохо держится на поверхности и при избыточном нанесении отваливается огромными кусками. Придется наносить послойно, дожидаясь высыхания каждого отдельного участка.  Сохнет материал достаточно медленно, я бы сказал, не менее суток. В-третьих, качество поверхности. Если Вы когда-нибудь резали пену, то наверняка видели, что получается пористая и очень неровная поверхность, которая не подходит для снятия матрицы. Всю поверхность пенного макета придется шпатлевать, что еще больше увеличит временные затраты.
3. Пенопласт. Нужный и полезный материал для макетирования, но исключительно как «наполнитель». Изготовить макет полностью из пенопласта будет тоже не очень практично. Начнем с плюсов. Во-первых, очень приятная стоимость. Во многих проектах есть участки, на которых нужно быстро набрать большой объем. Пенопласт позволяет набирать любые объемы, для этого нужно просто склеить между собой подходящие по размеру куски. Себестоимость пенопластового заполнения всех больших пустот, будет очень минимальная. Во-вторых, вес. При глобальных макетных работах, когда переделывается весь кузов автомобиля, вес макета очень важен. Пенопласт будет незаменим для таких проектов. В-третьих, легкость обработки. Не нужно ничего выпиливать, все режется обычным канцелярским ножом, что при больших объемах работ существенно экономит драгоценное время. Касательно минусов, при изготовление макета полностью из пенопласта. Во-первых, качество поверхности. Пенопласт как и пена имеет очень не качественную поверхность на срезе. Естественно становится вопрос о шпатлевании всей поверхности, что тянет за собой время. Если вы используете крупно-шариковый пенопласт (который естественно самый дешевый), то со шпатлеванием будет постоянно возникать одна и та же проблема. При нанесении шпатлевки в нее будут попадать шарики пенопласта, которые очень осложнят весь процесс. При использовании мелкопористого качественного пенопласта этой проблемы нет. Но тогда забудьте о дешевизне материала. Стоимость такого пенопласта  отличается в разы. Во-вторых, плохая реакция на смолу. Очень часто при нанесении смолы на такие материалы как пенопласт и монтажная пена, происходят очень не приятные вещи. Смола их просто-напросто разъедает. Поэтому, перед снятием матрицы с нашего макета, поверхность нужно будет обклеить тонкой бумагой. В итоге, опять получаем некачественную лицевую поверхность.
4. Автомобильная шпатлевка. Очень часто используется при доработке штатных бамперов (или порогов, или капота и т.д.). Никогда не пользуюсь таким методом, но встречал много статей о доработке штатных деталей (легкий стайлинг). Из минусов, нужно помнить о том, что толстые слои (больше 3-5мм.) любой шпатлевки со временем растрескиваются. Лакокрасочное покрытие, нанесенное на такие участки, непременно отслаивается от поверхности. Второй минус использования в макетных работах данного материала – это сложность обработки. Автомобильная шпатлевка неимоверно прочный материал, который без хороших навыков работы в автомобильной «малярке» сложно довести до идеального состояния. Обрабатывается материал очень долго, качественной поверхности добиться сложно. Поэтому рекомендую пользоваться шпатлевкой при устранении на макете мелких дефектов, когда идет окончательная доводка макета под снятие матрицы, либо в местах которым нужно придать дополнительную жесткость и прочность.
5. Сатенгипс, гипс, алебастр. Положительные моменты. Первое, все перечисленные материалы очень дешевые и доступные (мешок материала в 30кг., будет стоить около 5у.е.). Огромный выбор сатенгипса, гипса и алебастра различного качества и ценового диапазона представлен на всех строительных рынках и в строительных магазинах. Второе, все материалы отлично обрабатываются. Обычной наждачной бумагой можно очень быстро снять лишнее и привести поверхность макета в должное состояние. Третье, поверхность макета получается твердая. Готовая под съем матрицы поверхность не деформируется и хорошо держит форму. Если мы закончили макет, очень маленькая вероятность того, что можно что-то испортить. К минусам можно отнести только одно – толстые слои достаточно долго застывают, что приводит к задержкам в работе. Однако данная проблема очень легко устраняется добавлением в сатенгипс (который является основным компонентом) гипса, либо алебастра (которые служат наполнителем). Рекомендуемая пропорция 80(сатенгипс)/20(гипс, алебастр). Такая пропорция позволяет замешивать большие по объему емкости с материалом и при этом он достаточно быстро застывает.
На изготовление макета целого кузова автомобиля в среднем уходит 500кг. различных материалов. Статистика по стоимости и времени на основе реальных проектов будет следующей (цена приводится средняя). Архитектурный пластилин – 2500у.е.; Монтажная пена – 400-500у.е. и нереальное количество времени на выравнивание поверхности; Пенопласт и автомобильная шпатлевка не участвуют в проектах такой сложности как основной материал; Сатенгипс, гипс и алебастр – максимум 100у.е.. 
Вывод. По соотношению цена/качество однозначно и неоспоримо выигрывают сатенгипс, гипс и алебастр, с пенопластовым заполнением больших пустот. Данная компоновка материалов многократно проверена и успешно себя зарекомендовала. Я практически не встречал статей, в которых в качестве примеров данные материалы используются и тем более рекомендуются. Хотя очень многие люди очень часто с ними сталкиваются и более-менее умеют работать. Желаю всем удачных, крепких, дешевых, а главное качественных макетов!!!